Восприятие предметов и пространства у ребёнка формируется в процессе накопления индивидуального опыта. cyberleninka.ru Некоторые этапы этого процесса:
- От рождения до 1 года. www.b17.ru Возникают элементарные формы ориентировки в пространстве. www.b17.ru Ребёнок может воспринять предмет в определённом месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете. www.b17.ru К концу первого года жизни ребёнок может действовать в близком пространстве, отражать расстояние до предмета, определять его местонахождение. www.b17.ru
- От 1 года до 3 лет. www.b17.ru Ребёнок, научившись ходить, быстро осваивает «пространство пути», но передвижение ещё не даёт ему возможности отделить расстояние и местоположение предмета от самого предмета. www.b17.ru Появляется способность ориентироваться в пространстве по образцу и по слову. www.b17.ru К концу второго года жизни дети соотносят геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат) с их местом, но затрудняются в их сложении. www.b17.ru
- 3–4 года. www.b17.ru У ребёнка появляются конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». www.b17.ru Эти представления связаны с движениями самого ребёнка в данном направлении. www.b17.ru В речи появляются предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под». www.b17.ru
- 4–5 лет. www.b17.ru Ребёнок уже вычленяет, по крайней мере, два пространственных признака: направление и место изменения пути (повороты), иногда и расстояние. www.b17.ru Он различает у себя левую и правую руки в практических действиях, но название их знает ещё нетвердо. www.b17.ru Может не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самих себя. www.b17.ru
- После 5–6 лет. tpmpk8.ru Дети могут ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. tpmpk8.ru Они способны определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. tpmpk8.ru Пространство воспринимается детьми непрерывно, но лишь в строго изолированных секторах. tpmpk8.ru
Развитие пространственной ориентировки у ребёнка происходит в неразрывной связи с развитием его речи и мышления, с помощью которых он абстрагирует и обобщает пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. cyberleninka.ru