Воспитательная среда в современном образовательном процессе формируется через различные методы и подходы, среди которых:
- Проведение собраний и заседаний управленческого состава. 1 На них принимаются решения по координации воспитательного процесса школы. 1
- Непрерывный профессиональный рост и развитие педагогического состава. 1 Организуется работа по повышению квалификации педагогов, уровня их мастерства и профессионального развития, творческой активности, использования передового педагогического опыта. 1
- Проведение оперативных информационных совещаний. 1 Содержание и решаемые вопросы зависят от конкретной воспитательной задачи, проблемной воспитательной ситуации. 1
- Организация ученического самоуправления. 1 Школьное самоуправление — продуктивная форма реализации прав и свобод учащихся, развития их ответственности, выработки активной гражданской позиции. 1
- Организация в учебном заведении дополнительной образовательной деятельности. 1 Она может быть реализована в виде кружков, клубов по интересам и предполагает удовлетворение разносторонних потребностей и интересов учащихся, их личностное развитие, раскрытие творческого потенциала, реализацию способностей. 1
- Организация социальной деятельности. 1 Предполагает участие школьников в волонтёрской работе, в экологической деятельности, выполнении трудовых поручений и др.. 1
- Привлечение родителей учащихся к воспитательной работе школы. 1 Это требует повышения их педагогической компетентности, установления продуктивного взаимодействия, организации активных форм детско-родительской деятельности, привлечения родителей к управлению воспитательным процессом учебного заведения через участие в собраниях, совещаниях, педсоветах по вопросам воспитательной деятельности. 1
Также в формировании воспитательной среды важны такие аспекты, как предметно-пространственное окружение, поведенческая среда, событийное окружение и информационно-культурное окружение. 24