Формирование умения планировать работу у учеников средней школы проходит несколько этапов: 2
- Первый этап — учащиеся принимают план учителя. 2 Педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, подаёт пример и разъясняет целесообразность такого планирования. 2
- Второй этап — совместное планирование деятельности с учителем. 2 План составляется вместе с учащимися по определённому алгоритму и вывешивается на доску. 1
- Третий этап — самостоятельное планирование. 2 Учащиеся аргументированно обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объём работы каждому члену группы. 2
Для формирования умения планировать также можно использовать следующие приёмы:
- Использование неполных планов на уроках. 1 Учащиеся должны найти, что не хватает в предоставленном для анализа тексте, и дополнить его. 1
- Систематический тренинг по составлению планов. 1 Составляемые учащимися планы должны быть различными по целям, срокам и последовательности действий. 1
- Планирование выполнения контрольных или лабораторных работ. 1 При этом план составляется вместе с учащимися по полученному алгоритму и вывешивается на доску. 1
- Задания на закрепление изученного материала. 1 Прежде чем приступать к выполнению задания, каждый учащийся записывает план его выполнения. 1
Также для развития навыков планирования можно предложить ученикам вести список дел и регулярно его пополнять, использовать таск-менеджер для управления задачами, например WEEEK или Todoist. 3