Способность обобщать существенные признаки в процессе человеческого мышления формируется через несколько этапов: 13
- Восприятие реальных предметов и объектов. 1 Человек воссоздаёт в памяти их образы, которые не охватывают даже отдельно взятый предмет или объект в целом. 1 В соответствии с воспринятым человек начинает судить и о других предметах схожего с ним рода, что создаёт в мышлении определённый символ, но не понятие как таковое. 1
- Обучение. 1 Первоначальное «понятие-символ» обогащается различными признаками и характеристиками, из которых затем мышление «отбирает» наиболее существенные, то есть абстрагирует их от отдельного предмета и создаёт собственно понятие. 1
- Абстракция. 24 В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определённом отношении. 2
- Классификация и конкретизация. 2 На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация — группировка объектов по существенным признакам, и конкретизация — познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей. 2
Обобщённость мышления, умение выделять в предметах существенные признаки является одним из важнейших показателей уровня развития мышления. 3