Система самоуправления в коллективе по А. С. Макаренко формировалась поэтапно, параллельно с развитием взглядов педагога на цели воспитания. 1
Первая стадия — первоначальное сплочение. 5 Коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, который стремится организовать и оформить группу учащихся, превратить её в коллектив. 5 Организатором коллектива выступает педагог, он же осуществляет и управление им. 5 Первая стадия завершается, когда в коллективе выделяется актив, дети сплотились на основании общей цели, общей организации и общей деятельности. 5
Вторая стадия — усиление влияния актива. 5 Актив уже не просто поддерживает педагога, но и сам стремится предъявлять к членам коллектива определённые требования на основании собственного понимания того, что приносит коллективу и его интересам пользу, а что — ущерб. 5 Если активисты верно понимают потребности коллектива, то они будут надёжными помощниками педагога. 5 На данном этапе одной из основных задач педагога является пристальное внимание за деятельностью актива. 5
Третий этап — формирование системы самоуправления. 5 Актив значительно расширяется за счёт разнообразия видов деятельности, внутренних и внешних связей, повышения активности всех членов команды. 5 На данном этапе можно говорить о нынешней системе самоуправления. 5 Это не только присутствие органов коллектива, но и, что самое важное, наделение их реальными полномочиями. 5 Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними необходимость самоуправления. 5
Макаренко считал, что система самоуправления не может быть выдумана, спущена сверху, создана формально. 4 Всё исходило из практической деятельности и было направлено на решение вопросов жизнедеятельности коллектива. 4