Вопросы к Поиску с Алисой
Система самоуправления в коллективе по А. С. Макаренко формировалась поэтапно, параллельно с развитием взглядов педагога на цели воспитания. naukaru.ru
Первая стадия — первоначальное сплочение. spravochnick.ru Коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, который стремится организовать и оформить группу учащихся, превратить её в коллектив. spravochnick.ru Организатором коллектива выступает педагог, он же осуществляет и управление им. spravochnick.ru Первая стадия завершается, когда в коллективе выделяется актив, дети сплотились на основании общей цели, общей организации и общей деятельности. spravochnick.ru
Вторая стадия — усиление влияния актива. spravochnick.ru Актив уже не просто поддерживает педагога, но и сам стремится предъявлять к членам коллектива определённые требования на основании собственного понимания того, что приносит коллективу и его интересам пользу, а что — ущерб. spravochnick.ru Если активисты верно понимают потребности коллектива, то они будут надёжными помощниками педагога. spravochnick.ru На данном этапе одной из основных задач педагога является пристальное внимание за деятельностью актива. spravochnick.ru
Третий этап — формирование системы самоуправления. spravochnick.ru Актив значительно расширяется за счёт разнообразия видов деятельности, внутренних и внешних связей, повышения активности всех членов команды. spravochnick.ru На данном этапе можно говорить о нынешней системе самоуправления. spravochnick.ru Это не только присутствие органов коллектива, но и, что самое важное, наделение их реальными полномочиями. spravochnick.ru Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними необходимость самоуправления. spravochnick.ru
Макаренко считал, что система самоуправления не может быть выдумана, спущена сверху, создана формально. cyberleninka.ru Всё исходило из практической деятельности и было направлено на решение вопросов жизнедеятельности коллектива. cyberleninka.ru