Система коллективных отношений в педагогике формируется через организацию совместной деятельности, направленной на достижение общих целей. 3
Некоторые пути формирования коллектива:
- Постановка общественно значимой цели. 45 Цель должна быть значимой для других членов коллектива, а не направленной на личные интересы и эмоциональное удовлетворение. 5
- Создание традиций коллективной жизни. 5 Они формируются за счёт традиционных форм деятельности, праздников, ритуалов, традиций в решении проблем и конфликтов. 5
- Формирование ученического актива и органов самоуправления. 3 По А. С. Макаренко, актив — это сплачивающее ядро коллектива. 3
- Использование разных видов совместной деятельности. 4 Например, труд, игра и общение играют важную роль в сплочении коллектива. 4
В педагогике выделяют две составляющие структуры коллектива: 5
- Неформальная. 5 Это система межличностных отношений детей, возникающая стихийно, начиная с первых контактов между ними. 5
- Формальная. 5 Базируется на деловых отношениях и на отношениях ответственности, которые формируются и развиваются в процессе общей деятельности под руководством выборного органа и педагога. 5
Неформальная структура всегда предшествует созданию формальной, поэтому педагогу следует учитывать её особенности при организации формальной структуры коллектива. 5