Речевая компетенция при обучении говорению на иностранном языке формируется с помощью различных методов и упражнений, которые помогают развивать навыки монологической и диалогической речи, а также умение отличать существенную информацию от несущественной в ситуации реального общения. 3
Некоторые из таких методов и упражнений:
- Создание учебных коммуникативных ситуаций. 2 Они моделируют и имитируют реальное речевое общение. 2 Учебная ситуация побуждает к выражению мыслей и использованию определённого языкового материала. 2
- Тренировочные упражнения. 4 Используются для формулирования речевых высказываний и создания условий для их успешного выполнения. 4 Некоторые виды таких упражнений: имитация, модификация предложений, замена синонимов и антонимов, комбинирование и группировка слов и другие. 4
- Речевые (коммуникативные) упражнения. 4 Используются для развития умений формирования речевых сообщений в ситуациях, которые близко напоминают реальные ситуации общения. 4 Такая практика учит соотносить речевые и коммуникативные ситуации, формировать и оформлять речевое намерение, чётко формулировать основные идеи и другие навыки. 4
- Ролевые игры. 3 Максимально точно имитируют ситуацию реального общения. 3 В ролевой игре от обучающихся требуется правильно интерпретировать свои роли, а также адекватно действовать в языковом и эмоциональном плане. 3
- Аудирование. 1 Этот метод формирует слуховой образ речи. 1 Для развития беглой речи полезно вслед за диктором повторять модели различной языковой трудности. 1
Также для формирования речевой компетенции используется метод «тандем», который предполагает овладение родным языком партнёра в ситуации реального или виртуального общения. 1