Разборчивость речи при различении гласных и согласных звуков формируется благодаря развитию фонематического слуха — способности распознавать речевые звуки. 5
Некоторые методы, которые помогают развивать фонематический слух и различать звуки:
- Звуко-буквенный анализ. 1 Ребёнок учится выделять из слов отдельные звуки, дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости-звонкости, а гласные — на ударные и безударные. 1
- Наблюдение за произношением. 2 Дети наблюдают в зеркале за своим произношением и за артикуляцией логопеда, устанавливают различие между гласными и согласными звуками. 2 Они убеждаются, что гласные поются, тянутся и произносятся свободно, а согласным звукам «живётся труднее», так как им всегда что-то мешает: то губы, то язык, то зубы. 2
- Использование графических схем. 1 Ребёнок произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. 1
- Игровые приёмы. 2 Для закрепления умения различать гласные и согласные проводятся игры, например «Азбука Морзе», «Светофорики», «Ищу свой дом». 2
Чем точнее ребёнок представляет звуковую структуру слова, место каждого звука в нём, тем чётче он определяет его характер, правильнее дифференцирует звуки речи. 3