Правильное чтение про себя у детей формируется постепенно, начиная с первых шагов обучения. 1 В первоначальном обучении основным является обучение чтению вслух. 1 Лишь после того, как учащиеся прочно овладеют навыком правильного плавного слогового чтения, начинается обучение тихому чтению про себя, то есть чтению глазами. 1
Некоторые приёмы, которые помогают сформировать навык чтения про себя у детей:
- Постепенный переход от чтения шёпотом к чтению про себя с безмолвным шевелением губами и, наконец, к настоящему чтению про себя — глазами. 1
- Выполнение заданий по прочитанному. 1 Они помогают контролировать степень понимания текста и направлять мысль учащихся на различные стороны читаемого. 1
- Упражнения, например, «Буксир». 2 Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80–160 слов в минуту). 2 Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. 2 Так они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой текста. 2
- Задания по чтению на дом. 1 Учитель приучает детей перечитывать несколько раз про себя и вслух отдельные отрывки текста, самим ставить вопросы и отвечать на них, думать над тем, что в тексте главное, что второстепенное, что самое интересное. 1
Формирование навыка чтения про себя должно осуществляться специалистом, который знает, как правильно научить читать, опираясь на проверенные методики. 4