Орфографическая зоркость формируется у носителей языка постепенно в процессе разнообразных упражнений. 1
Некоторые факторы, которые влияют на развитие орфографической зоркости:
- Зрительный. 35 Ученик запоминает правильное написание слова. 3 Чтобы избежать ошибок, он должен тщательно проверять написание незнакомых слов. 3
- Слуховой. 35 Ребёнок на слух улавливает, где фонема находится в слабой позиции, и подбирает проверочное слово. 5 Для развития этого навыка желательно писать как можно больше от руки, а не на компьютере или планшете. 3
- Артикуляционный. 35 Речевой аппарат запоминает произношение слов через многократное повторение. 3 Важно чётко произносить каждое слово так, как оно пишется, а не как мы привыкли его произносить в разговорной речи. 3
Для формирования орфографической зоркости можно использовать, например, такие упражнения:
- Подчёркивание орфограмм в написанном слове (предложении, тексте). 4 При выполнении этого упражнения ученики ориентируются на разные признаки выделяемых орфограмм в зависимости от этапа обучения. 4
- Комментированное письмо. 4 При проведении этого упражнения важно выделять все встретившиеся орфограммы, а не только те, которые изучены или изучаются в данный момент. 4
- Выборочное письмо. 4 Ученики выбирают для записи слова с орфограммами или с орфограммами определённого типа. 4
- Группировка слов по орфографическим признакам. 4
Также для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы: таблиц, схем-опор, алгоритмов решения орфографических задач. 1