Навык выразительного чтения у детей младшего школьного возраста формируется постепенно при систематической работе. 3
Некоторые этапы работы над литературным текстом: 3
- Ознакомление учащихся с литературным произведением. 3 Подготовка к восприятию, словарная работа, чтение учителем текста и краткая проверка восприятия. 3
- Чтение текста детьми и его разбор с целью усвоения сюжета и основной мысли произведения. 3 Деление текста на части, осмысление каждой из них, выяснение смысловых связей между частями, выделение основной мысли и идеи произведения, составление характеристик действующих лиц. 3
- Разбор текста для произнесения вслух, упражнение учащихся в технике выразительного чтения. 3 Выделение основной мысли и наиболее важных слов и выражений в предложениях. 3
Для формирования навыка выразительного чтения используются различные упражнения: 5
- для постановки правильного дыхания; 5
- для развития голоса учащихся; 5
- в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением её смысла; 5
- для работы над эмоциональным тоном; 5
- на выработку правильной дикции; 5
- для развития умения определять паузы; 5
- на соблюдение орфоэпических норм; 5
- для развития интонационной выразительности; 5
- для развития темпа речи; 5
- для развития тембра голоса. 5
Также помогают выработке навыка выразительного чтения чтение по ролям и драматизация текста. 3