Научная этика формируется на основе ряда принципов, среди которых: 1
- Объективность. 1 Учёный стремится к истине вопреки конъюнктурным соображениям. 1
- Ориентация на проверенные, достоверные факты и выводы. 1
- Интеллектуальная «честность». 1 Проявляется в объективном изложении данных исследований без искажения и подтасовки фактов, а также в отсутствии плагиата, присвоения чужих идей и концепций. 1
- Аргументированность исследовательской или научной концепции. 1 Обеспечивается надёжными экспериментальными данными и тщательным изучением источников по теме исследования. 1
- Ответственность. 1 Учёный отвечает за результаты исследований и изобретений, за их соответствие общепринятым нормам морали и законности. 1
- Высокий уровень информационной культуры. 1 Проявляется в умении грамотно оформить и презентовать результаты научного труда, а также ориентироваться в информационном потоке отраслевой и общенаучной литературы. 1
Условия для формирования этики научного труда создаются особой средой, в которой осуществляется научная деятельность. 1 К ней можно отнести академическую, научно-учебную среду, а также библиотечно-библиографическую, которая обеспечивает научно-исследовательский процесс необходимыми информационными сведениями. 1
Некоторые механизмы, которые поддерживают этику в науке:
- Роль экспертной оценки и институционального надзора. 2 Академические институты, журналы и учёные-эксперты обеспечивают научную обоснованность представляемых работ, выполняют роль фильтра качественных исследований, отклоняя и отмечая сомнительные научные работы. 2
- Создание комиссий (комитетов) по этике в университетах и научно-исследовательских учреждениях. 3 Такие комитеты занимаются созданием кодекса и руководств по этике научных исследований, просвещением и консультированием исследователей в вопросах этической регламентации научной деятельности, этической экспертизой программ планируемых исследований и другими задачами. 3