Гражданское самосознание учащихся формируется через комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования. 5 Некоторые методы, которые используются для этого:
- Учебная деятельность. 1 Включает уроки, экскурсии, учебные конференции, лекции, семинары и другие формы. 1 В начальной школе часто используют игровую деятельность, которая помогает усвоить знания о гражданском отношении к себе, семье, школе и Отечеству. 2
- Внеурочная работа. 14 Включает классные часы, факультативы, кружки, клубную работу и деятельность общественных организаций. 1 Для развития гражданской идентичности учащихся проводят, например, внешкольные мероприятия, социальные проекты, проектную и учебно-исследовательскую деятельность. 4
- Школьное самоуправление. 3 Вовлечение детей в процесс организации жизни школы помогает воспитать гражданское сознание. 3 Учащиеся принимают решения, приобретают практические навыки, которые важны в будущей жизни. 3
- Метод положительного примера. 2 Его используют, чтобы пробудить у учащихся потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств. 2 В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры в жизни учёных, писателей, людей, совершивших подвиг. 2
- Совместные действия школы и семьи. 3 Чтобы работа по развитию у ребёнка гражданского самосознания была более эффективной, оно должно прививаться и дома. 3 Задача родителей — чтобы ребёнок с ранних лет любил не только их, но и свой край, Родину. 3
Гражданское самосознание включает несколько компонентов: 1
- Когнитивный. 1 Знания о власти, правовой основе организации общества, общественно-политических событиях и различных партиях и их программах. 1
- Эмоционально-оценочный. 1 Наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность чётко аргументировать свою точку зрения и суждения. 1
- Ценностно-ориентировочный. 1 Уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни. 1
- Поведенческий. 1 Участие в общественной жизни, самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям. 1