Для формирования навыков рефлексии и самоконтроля в образовательном процессе можно использовать следующие приёмы:
- Ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков. 1 Педагог должен сообщать, после каких доз учебного материала необходим контроль, и цель его проведения. 1
- Организовать взаимопроверку. 13 Обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность. 1
- Проводить рефлексию на любом этапе урока. 5 Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. 5
- Использовать приём «цветограммы». 3 Например, при работе в прописях или рабочих тетрадях ученик закрашивает кружок выбранным цветом после выполнения определённой части работы (буква, слоги, работа со звукобуквенной моделью и т. д.). 3 В конце урока смотрят, какой цвет преобладает. 3
- Предлагать ученикам давать словесную оценку своей деятельности на уроке. 3 Например, можно использовать приём «Закончи предложение» (интервью) для подведения итогов урока, когда каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока учебных задач, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 3
При выборе методов и приёмов для формирования навыков рефлексии и самоконтроля важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. 1