Для формирования критического мышления у учеников начальной школы можно использовать следующие методы и приёмы:
- Организация групповой работы. 14 Ученики могут услышать другие мнения и изложить свою точку зрения без риска ошибиться. 12
- Стимулирование активного участия в процессе обучения. 1 Важно воспринимать каждого ученика как нечто ценное, даже если уровень его успеваемости низок. 1
- Развитие общения. 1 Можно использовать различные виды письменных работ учащихся, уделять внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения. 4
- Использование графического материала и приёмов визуализации предметов и явлений. 1 Для учеников начальной школы полезными могут быть схематические изображения, модели и сам процесс их создания. 1
- Применение приёмов, формирующих умение работать с вопросами. 5 Например, использование таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, где тонкие вопросы требуют простого ответа на уровне воспроизведения, а толстые выводят учащихся на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. 5
- Использование приёма взаимообучения. 2 Ученикам можно предлагать роль учителя, что поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы. 2
В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. 14