Формирование речевых навыков и развитие познавательных способностей тесно взаимосвязаны. 24
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность. 1 Например, стремление к эксперименту и желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации способствует мыслительной деятельности и развивает речь детей. 1
Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов. 24 С развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но и в уме. 24
Особенно отчётливо связь речевого и интеллектуального развития проявляется в формировании связной речи, то есть речи содержательной, логичной, последовательной. 3 Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. 3
Таким образом, речь служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности. 4