Вопросы к Поиску с Алисой
Жанр школьной повести в русской литературе формировался на протяжении долгого времени, начиная с XVIII и заканчивая XXI веком. nlr.ru За этот период школьная тема прошла через множество жанровых образований: биографическая проза, роман воспитания, автобиографические повести, сентиментальный роман, психологическая проза, рассказы и зарисовки. nlr.ru elar.uspu.ru
Исследователи считают, что первой книгой, которая дала толчок к появлению произведений о школе, стали опубликованные в 1857 году «Школьные дни Тома Брауна» Томаса Хьюза. nlr.ru
Истоки русской школьной повести выходят из жанра романа воспитания, родоначальником которого считается И. В. Гёте и его роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». nlr.ru Традиции романа воспитания активно использовали русские писатели XIX века (А. И. Гончаров «Обыкновенная история», Ф. М. Достоевский «Подросток», Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность», А. П. Чехов «Учитель словесности» и другие). nlr.ru
Важное место в формировании черт русской школьной повести в детской и юношеской литературе занимают книги Л. Чарской, рассказывающие об институтской жизни девочек конца XIX–начала XX века. nlr.ru
В 1920-е годы школа начинает выполнять функции дома, становится важным местом в жизни ребёнка. nlr.ru Примеры таких текстов: «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, «Республика ШКИД» Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, «Школа» А. Гайдара и другие. nlr.ru
В конце 1950-х годов «школьная повесть» стала занимать прочное место в жанровой системе детской литературы. nlr.ru В этот период определяются тематические составляющие жанра: учитель, ученики, воспитательный процесс и другие. nlr.ru
Ярким периодом формирования и становления школьной повести стали 1960–70-е годы. nlr.ru В это время писатели стали использовать школьную повесть как возможность обозначить острые проблемы времени: впервые поднимались социальные вопросы, описывались проблемы образования, реальные школьные проблемы, говорилось о чувствах подростков. nlr.ru
Сам термин «школьная повесть» получил распространение в конце 1930-х — начале 1940-х годов, а жанровый канон формируется в 1920-е. elar.uspu.ru