Жанр школьной повести в русской литературе формировался на протяжении долгого времени, начиная с XVIII и заканчивая XXI веком. 1 За этот период школьная тема прошла через множество жанровых образований: биографическая проза, роман воспитания, автобиографические повести, сентиментальный роман, психологическая проза, рассказы и зарисовки. 15
Исследователи считают, что первой книгой, которая дала толчок к появлению произведений о школе, стали опубликованные в 1857 году «Школьные дни Тома Брауна» Томаса Хьюза. 1
Истоки русской школьной повести выходят из жанра романа воспитания, родоначальником которого считается И. В. Гёте и его роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». 1 Традиции романа воспитания активно использовали русские писатели XIX века (А. И. Гончаров «Обыкновенная история», Ф. М. Достоевский «Подросток», Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность», А. П. Чехов «Учитель словесности» и другие). 1
Важное место в формировании черт русской школьной повести в детской и юношеской литературе занимают книги Л. Чарской, рассказывающие об институтской жизни девочек конца XIX–начала XX века. 1
В 1920-е годы школа начинает выполнять функции дома, становится важным местом в жизни ребёнка. 1 Примеры таких текстов: «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, «Республика ШКИД» Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, «Школа» А. Гайдара и другие. 1
В конце 1950-х годов «школьная повесть» стала занимать прочное место в жанровой системе детской литературы. 1 В этот период определяются тематические составляющие жанра: учитель, ученики, воспитательный процесс и другие. 1
Ярким периодом формирования и становления школьной повести стали 1960–70-е годы. 1 В это время писатели стали использовать школьную повесть как возможность обозначить острые проблемы времени: впервые поднимались социальные вопросы, описывались проблемы образования, реальные школьные проблемы, говорилось о чувствах подростков. 1
Сам термин «школьная повесть» получил распространение в конце 1930-х — начале 1940-х годов, а жанровый канон формируется в 1920-е. 5