Фоновые знания влияют на формирование переносных значений слов, обеспечивая появление новых характеристик и/или их комбинаций у концепта, объективированного словом с переносным значением. new-disser.ru
Некоторые примеры влияния фоновых знаний на формирование переносных значений:
- Слово «ворона». cyberleninka.ru Значение слова «проворонить» (упустить, не использовать что-либо) мотивируется вторым (переносным) значением слова «ворона» — «о рассеянном, невнимательном человеке». cyberleninka.ru В основе этого значения лежат обыденные знания о птице, а также представления о ней, сформированные, например, в художественной литературе (например, в баснях И. А. Крылова). cyberleninka.ru
- Глагол «ворковать». philology-journal.ru Значение слова «ворковать» (о голубях: издавать однообразные мягкие гортанные звуки) — «нежно разговаривать» (шутливое). philology-journal.ru При формировании переносного значения учитывается, что воркование голубя означает его спокойное состояние, а также то, что звуки эти мягкие, не громкие. philology-journal.ru
- Глагол «стонать». philology-journal.ru Значение слова «стонать» (издавать стон, протяжные, заунывные крики или звуки, похожие на стон) — «говорить со стоном, жалуясь, сетуя». philology-journal.ru При формировании переносного значения учитывается, что стон означает нездоровое состояние человека, а также то, что звуки эти протяжные, не очень громкие. philology-journal.ru