Философы эпохи Просвещения, в частности представители сенсуализма, считали, что основой познания всегда выступает опыт, а в основе опыта лежит чувственное восприятие предмета. 4
Некоторые мыслители так трактовали роль чувственного опыта:
- Т. Гоббс признавал единственной реальностью познания субъективный опыт индивида. 2 Он утверждал, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения». 2
- Д. Локк утверждал, что познание начинается с чувств, что «нет ничего в интеллекте, чего бы ни было до этого в ощущениях». 3 При этом Локк понимал, что ощущения и чувственный опыт — лишь свидетельства объективных свойств предметов, но не само знание. 5
- Ж. Ламетри полагал, что истинное знание о мире основывается на чувственных ощущениях человека: «нет более надёжных руководителей в познании, чем наши чувства». 4
При этом сущность реальности, с точки зрения философов эпохи Просвещения, могла быть познана только разумом, а чувственное непосредственное познание считалось лишь первым шагом на этом пути. 1