Философия объясняет взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания как неразрывное единство. 3
Субъект познания — это тот, кто познаёт вещи и явления (в самом простом варианте — человек). 3 Он выполняет ведущую роль в познании, формирует цель и организует ход познания. 5
Объект познания — это то, что познаётся, то есть предметы, явления, свойства и т. д., включенные в сферу познавательных интересов человека. 3
В разных философских системах взаимодействие субъекта и объекта познания трактуется по-разному. 4
В объектно-натуралистической модели главную роль в познавательном взаимодействии играет объект познания. 3 Он физически воздействует на субъекта и отражается в его сознании в форме зеркальных чувственных образов, картин вещей. 3 Эти чувственные данные обрабатываются и анализируются субъектом с помощью разума — таким образом обнаруживается сущность вещи, законы её бытия. 3
В субъектно-рефлексивной модели, развитой в немецкой классической философии, на первое место ставится творческая активность субъекта. 3 Познавая предмет, субъект не довольствуется чувственными данными о нём, он творчески соотносит их со своими знаниями, просматривает объект сквозь призму уже имеющихся представлений, пытается выявить человеческое измерение вещей. 3 Основная идея этой модели — в познании человек не просто отражает объект изучения, но и активно влияет на него, добавляет в образ объекта те или иные субъективные моменты. 3
В современной деятельностной модели познавательного процесса познание — это активная деятельность субъекта, направленная на объект познания с целью раскрытия его основных свойств и связей. 3 Познаваемый объект «задан» человеку не в форме созерцания, а в формах деятельности. 3 Иными словами, мы узнаем предметы такими, какими их раскрывают наши действия с ними и особенно — практика, задающая субъекту угол зрения на объект познания. 3