Феноменология влияет на формирование инклюзивного образования через социально-феноменологический подход. 12 Он лежит в основе зарубежных исследований и концепций интегрированного обучения. 1
В педагогической практике феноменологическое направление выражается в осмыслении природы ребёнка, опыта его чувственной жизни, которые существуют в определённой социально детерминированной пространственно-временной и языковой среде. 1 Такой оптимальной для развития ребёнка с ограниченными возможностями жизнедеятельности средой представляется инклюзивная образовательная среда. 1
Также феноменология и экзистенциализм стали философскими истоками гуманистической психологии, которая, в свою очередь, обеспечила развитие гуманистической педагогики и разработанных в её русле педагогических технологий инклюзивного обучения. 1
Кроме того, феноменологическое понятие «жизненный мир» получило широкое распространение в зарубежной педагогике в контексте философии интеграции. 1