Понимание подтекста в литературе на протяжении XX века эволюционировало следующим образом:
- В теории формальной школы подтекст рассматривался как художественный приём, который помогает изучать морфологию художественного текста. 1 Отправными точками для филологического осмысления подтекста стали словарная статья В. Е. Хализева в «Краткой литературной энциклопедии» (1968) и концепция Т. И. Сильман, изложенная ею в двух публикациях 1969 года. 1
- В ходе развития теории подтекста особое значение приобрели междисциплинарные связи. 2 Данное явление стало рассматриваться в совокупности лингвистического, психологического, литературоведческого и других подходов. 2
- В последние 20–30 лет интерес к приёму подтекста вырос. 4 Появились работы, посвящённые исследованию подтекста в отдельных произведениях различных авторов. 4
- На современном этапе внимание учёных сконцентрировалось на цепочке взаимодействий «читатель — текст — подтекст». 2
Использование подтекста характерно, в частности, для литературы символизма и ряда авторов XX века: Ремарка, Кафки, Хемингуэя. 5