Возможно, имелись в виду изменения в системе жанрового мышления и теории композиции в русской литературе XIX и начала XX веков.
В начале XIX века русские писатели создавали произведения, опираясь на принципы классицизма. 4 Для этого метода характерна строгая сюжетно-композиционная организация и прямолинейное изображение персонажей. 4 Герои строго делились на отрицательных и положительных, которые идеализировались. 4
В середине XIX века в результате разрушения системы романтического двоемирия, где возвышенное противопоставлялось общественному, возникло внимание к социальному бытию человека. 1 Появилась «натуральная школа» — первый этап формирования реализма. 1 Его основными признаками были новая тема — человек и среда, новый герой — социальный тип, новый идеал, новые жанры, физиологический очерк или рассказ, новый язык. 1
Во второй половине XIX века литература стремилась к созданию новой целостной картины мира, к изображению нового героя, социально-психологического типа, что стало причинами рождения реалистического романа. 1 В рамках направления «Современника» одним из основных принципов создания нового романа стала циклизация. 1 Для другого направления художественной мысли, противоположного «Современнику», жанрообразующим принципом был диалогизм, по-разному воплощавшийся в творчестве Тургенева, Гончарова, Толстого. 1
В конце XIX — начале XX века в русской литературе возник феномен «поэтической прозы». 23 На это время пришлись глубинные изменения в мировоззрении, связанные со сменой картины мира в европейской науке и культуре. 2 Существенно менялись представления о времени, пространстве, причинности. 23
Группа теоретиков, близких к формализму (А. А. Реформатский, М. А. Петровский, В. М. Жирмунский, Б. В. Томашевский), разрабатывала теорию композиции, которая ориентировалась на возникающее в результате восприятия произведения искусства «объединённое целью единство», «органическое целое», «телеологический синтез». 2