Представления о консонансах и диссонансах в истории музыки эволюционировали следующим образом:
- Пифагорейцы (VI–IV вв. до н. э.) проводили аналогию между консонансом и гармонией мира, мировым порядком, противопоставляя ему диссонанс — дисгармонию, хаос. 14 К консонансам («симфониям») они относили октаву, квинту и кварту, квинту с октавой и двойную октаву, все остальные созвучия — к диссонансам («диафониям»). 14
- В XIII веке (Иоанн де Гарландия, Франко Кёльнский) терции перешли в разряд консонансов, вскоре за ними последовали и сексты. 14
- В XIV веке (например, у Гильома де Машо) трезвучие ещё трактуется как мягкий диссонанс и нуждается в разрешении. 4
- В XV веке (например, у Антуана Бюнуа) применяются уже параллельные трезвучия, что свидетельствует о переходе их в разряд несовершенных консонансов. 14
- В XVI веке оба трезвучия полностью перешли в разряд консонансов, причём большое трезвучие рассматривалось как более «совершенное», более чистое по сравнению с малым. 14
- На рубеже XVI–XVII веков диссонансы стали вводиться без приготовления консонансами (так делал, например, Монтеверди, за что он подвергся резкой критике со стороны Артузи). 14
- В позднеромантической гармонии, а особенно на рубеже XIX–XX веков (поздние сочинения А. Н. Скрябина, произведения композиторов новой венской школы, С. С. Прокофьева и др.) диссонанс уже не обязательно разрешается в консонанс. 14
- В музыке XX–XXI веков градация сонантности осознаётся как многоступенная (вместо двуступенной — консонанса и диссонанса): прима и октава, квинта и кварта, терции и сексты (тритон), мягкие диссонансы (м. септима, б. секунда), острые диссонансы (б. септима, м. секунда). 14
Ни консонанс, ни диссонанс не являются абсолютными, «физическими» данностями. 5 Качество всех прочих интервалов и многозвучий, их парные и групповые «сонантные» оппозиции неоднократно пересматривались, по-разному интерпретировались, и этот процесс продолжается и поныне. 5