С начала XX века методы изучения детского развития эволюционировали следующим образом:
- Получил развитие метод наблюдения, в частности метод «дневников». 4 Были предложены программы и планы наблюдения за поведением и психикой ребёнка. 4
- В практику эмпирических исследований вводился метод эксперимента, специально для детской психологии предназначался естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский). 4
- Тщательно обсуждались возможности метода тестов. 4 Разрабатывались и другие методы. 4
- Существенное дополнение к сведениям о психологических особенностях детей давали результаты анализа художественных произведений. 4
Также в этот период учёные начали использовать метод формирующего эксперимента, который разработал отечественный психолог Л. С. Выготский. 1 При помощи этого метода стало возможно обозначить закономерности развития психических функций. 1