Эволюция форм организации обучения связана с развитием общества и его требованиями к образованию. 3
В начале развития общества использовалось преимущественно индивидуальное обучение. 3 Ученики выполняли задания в своём доме или доме учителя. 3 Эта форма была единственной в античном периоде, в Средневековье, а в некоторых странах широко использовалась до XVIII века. 3
С XV–XVI веков индивидуальная форма обучения постепенно заменялась индивидуально-групповой. 1 Ученики разного возраста и уровня подготовленности собирались в одном месте, и один учитель, поочерёдно работая с каждым и давая им задания, мог обучать группу учащихся. 1
На рубеже XVI–XVII веков развитие машинного производства, торговли, культуры (эпоха Возрождения) породило потребность в массовом обучении. 1 Появилась новая форма — коллективная классно-урочная система обучения. 1 Её концепция и важнейшие характеристики были обоснованы в XVII веке чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским. 1
В конце XIX века в США появилась батовская система. 1 Она включала две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. 1
В начале XX века была разработана проектная система обучения. 1 В основе учебной работы было не изучение материала по отдельным учебным предметам, а организация практической деятельности детей, которая проектировалась вместе с учителем. 1
В начале XX века также появилась система индивидуализированного обучения — Дальтон-план. 1 Его цель — дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. 1
Кроме того, с зарождением университетского образования появилась лекционно-семинарская система, которая представлена лекциями, семинарами, практическими и лабораторными занятиями, консультациями и практикой по специальности. 2