Роль пролога и эпилога в литературе разных эпох эволюционировала следующим образом:
В древнегреческих пьесах прологи и эпилоги имели огромное значение, были развёрнутыми и многоступенчатыми. 1 Вступительная часть разыгрывалась на сцене очень подробно и могла сама по себе нести в себе некое заключение. 1 Эпилоги были короткими и ёмкими, в них выражалась главная нравственная идея, прописывался вывод, который автор хотел донести до публики. 1
В Древнем Риме значение этих частей драмы было утрачено. 1 Постепенно и вступления, и заключения всё более сокращались, а иногда и вовсе игнорировались. 1
В эпических жанрах фольклорные сказки, былины, первые поэмы имели очень короткие вступления и заключения. 1 Однако, чем дальше развивался эпос, тем чаще встречались прологи и эпилоги. 1 Писатели пытались чётко направить мысль читателя, донести до них свои представления, определить личную позицию. 1
В литературе XIX века функции пролога значительно расширились. 3 В него стали включать мотивацию содержания произведения, побудительные мотивы автора для создания этого произведения, историческую канву развития сюжета и т. д.. 3
В современных произведениях пролог часто представляет собой отрывок, который на первый взгляд не имеет связи с основным действием и даёт предпосылки к возникновению сюжета. 3 Пролог может играть концептуальную роль, излагая философские либо этические проблемы, положенные в основу сюжетной линии произведения. 3