Классификация литературных родов эволюционировала следующим образом:
- Первоначальное разделение словесности было намечено Платоном, который различал произведения по субъекту речи: поэт говорит сам — в дифирамбе, заставляет говорить других людей — в драме, соединяет то и другое — в эпосе. 1
- Римский грамматик Диомед формализовал разделение Платона в «Искусстве грамматики». 1 Он выделил драматический, повествовательный и общий (смешанный) роды. 1
- Аристотель выдвинул разделение словесности по принципу противопоставления повествования и действия. 1 Для всех трёх родов, как правило, постулировался общий принцип — подражание. 1
- Французский теоретик Ш. Баттё разработал систему различных стратегий поэта в зависимости от избранного им рода. 1 Он утвердил трёхчастную схему литературных родов (с добавлением четвёртого — дидактического — рода, который не закрепился в дальнейшем). 1
- Немецкая эстетика рубежа 18–19 веков выработала разделение по типу художественного содержания (И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Ф. В. Шеллинг). 1
- Г. В. Ф. Гегель предложил гносеологический подход, трактовавший эпическую поэзию как объективную, лирическую как субъективную, а драматическую как объединяющую эти два начала. 1 Этот подход был воспринят В. Г. Белинским и укоренился в отечественном литературоведении. 1
- В XX веке существовали различные подходы к разделению литературных произведений на три рода: с точки зрения лингвистики, психологии, философии. 3 При этом все они так или иначе близки аристотелевскому представлению. 3
Современное представление о литературном роде шире и отталкивается не только от повествователя, но и от формы представления, особенностей повествования, позиции автора, пространственно-временной организации текста, способа изображения человека, сюжетности, отношений с читателем, соотношения между субъективностью и объективностью, между изобразительностью и выразительностью. 3