Классификация литературных родов эволюционировала следующим образом:
- Первоначальное разделение словесности было намечено Платоном, который различал произведения по субъекту речи: поэт говорит сам — в дифирамбе, заставляет говорить других людей — в драме, соединяет то и другое — в эпосе. bigenc.ru
- Римский грамматик Диомед формализовал разделение Платона в «Искусстве грамматики». bigenc.ru Он выделил драматический, повествовательный и общий (смешанный) роды. bigenc.ru
- Аристотель выдвинул разделение словесности по принципу противопоставления повествования и действия. bigenc.ru Для всех трёх родов, как правило, постулировался общий принцип — подражание. bigenc.ru
- Французский теоретик Ш. Баттё разработал систему различных стратегий поэта в зависимости от избранного им рода. bigenc.ru Он утвердил трёхчастную схему литературных родов (с добавлением четвёртого — дидактического — рода, который не закрепился в дальнейшем). bigenc.ru
- Немецкая эстетика рубежа 18–19 веков выработала разделение по типу художественного содержания (И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Ф. В. Шеллинг). bigenc.ru
- Г. В. Ф. Гегель предложил гносеологический подход, трактовавший эпическую поэзию как объективную, лирическую как субъективную, а драматическую как объединяющую эти два начала. bigenc.ru Этот подход был воспринят В. Г. Белинским и укоренился в отечественном литературоведении. bigenc.ru
- В XX веке существовали различные подходы к разделению литературных произведений на три рода: с точки зрения лингвистики, психологии, философии. foxford.ru При этом все они так или иначе близки аристотелевскому представлению. foxford.ru
Современное представление о литературном роде шире и отталкивается не только от повествователя, но и от формы представления, особенностей повествования, позиции автора, пространственно-временной организации текста, способа изображения человека, сюжетности, отношений с читателем, соотношения между субъективностью и объективностью, между изобразительностью и выразительностью. foxford.ru