Эксперты оценивают развёрнутые письменные работы по русскому языку, учитывая несколько критериев: 14
- Содержание. 13 Оценивается соответствие работы теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, правильность фактического материала, последовательность изложения. 13
- Речевое оформление. 13 Учитывается разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочётов. 13
- Грамотность. 13 Оценивается по числу допущенных ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. 13
Некоторые критерии оценивания и примеры оценок:
- «5». 1 Ученик полно излагает изученный материал, даёт правильные определения языковых понятий, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры. 1 Материал излагается последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. 1
- «4». 1 Ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. 1
- «3». 1 Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил. 1
- «2». 3 Работа не соответствует теме, допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 3
- «1». 3 В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов. 3 Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. 3
Любое сочинение или изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность. 2