Для эффективной подготовки к написанию изложения с использованием аудиозаписей рекомендуется следующее:
- Выяснить тип восприятия информации. 1 Визуалам следует сразу делать пометки в черновик, сокращать слова и оставлять пробелы между ними. 14 Аудиалам стоит погрузиться в звук и не отвлекаться от слов диктора. 1
- При первом прослушивании визуалы сразу фиксируют всё в черновик. 1 Если не успевают за темпом диктора, оставляют свободное пространство между пометками — допишут во время второго прочтения. 1 Аудиалы мысленно выделяют в тексте самое важное и делят его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. 4
- В перерыве между прослушиваниями визуалы дописывают сокращённые слова и пробегают глазами написанное, чтобы осознать, о чём текст. 4 Аудиалы записывают в черновик ключевые слова и выражения, на которых строится повествование. 1 Составляют план текста, определяют микротемы и формулируют главную мысль каждого из абзацев. 1
- При втором прослушивании визуалы следят за речью диктора и вписывают пропущенные ранее слова и предложения в пробелы. 1 Аудиалы дописывают ключевые тезисы, если что-то не уловили в первый раз. 1 Обращают внимание на логику повествования автора. 1
- После второго прочтения проводят корректировку своих записей. 3 Вставляют недостающие слова, разделяют мысли на предложения, ставят точки, запятые, обозначают границы абзацев. 3
- Пишут черновик. 3 Переписывают всё, что записали на новый лист так, чтобы получился связный текст, состоящий из трёх абзацев. 3 Если не услышали паузы, которые делал диктор, разделяют текст на части сами. 3
- Сжимают текст. 34 Внимательно читают получившийся текст, выделяют в нём главное и второстепенное. 3 Сокращают текст, используя один или несколько приёмов сжатия. 3
- Пишут второй черновик. 3 Переписывают сжатый текст. 3 Проверяют, выделены ли в нём абзацы, все ли части и предложения логически связаны между собой, нет ли в нём повторов. 3 Подсчитывают количество слов. 3 Их не должно быть меньше 70. 3
- Проверяют. 3 Проверяют правописание слов по орфографическому словарю. 3 Если сомневаетесь в постановке знаков препинания, делают графический разбор предложений и анализируют их структуру. 3
- Пишут чистовик. 3 Переписывают изложение на чистовик аккуратно и разборчиво. 3 Ещё раз всё перечитывают и перепроверяют. 3
Для подготовки к изложению с использованием аудиозаписей можно тренироваться на сайте ФИПИ, где есть открытый банк заданий с такими текстами. 4 Также удобно работать на портале «СдамГИА», где сразу продублирован записанный текст. 1