Эмиль Дюркгейм обосновывал необходимость социального контроля в образовании тем, что образование должно всегда быть под контролем общества. 2
Учёный полагал, что образование — это средство, с помощью которого общество воспроизводит условия своего существования. 34 Коллективные представления общества — идеи, идеалы, нормы морали, религиозные ценности — созданы обществом и для общества, и именно они должны быть переданы ученикам. 2
Дюркгейм считал, что структура и содержание образования должны определяться общественными интересами: образование должно реализовывать не природные качества человека, а те свойства, которые важны для общества и диктуются его «внутренней экономикой». 4
Важность дисциплины Дюркгейм подчёркивал не столько с точки зрения поддержания социальной солидарности, сколько с целью выработки у индивидов навыков самообладания, умения владеть собой. 2