В досократовской философии древние греки объясняли происхождение всего сущего, пытаясь найти первоначало мироздания (архэ) или сущность всех вещей. 25
Некоторые мыслители предлагали свои объяснения:
- Фалес выделил в качестве такого начала воду. 1 Вероятно, он считал замерзание (затвердевание) воды и её испарение исходными процессами, на основе которых затем возникают все вещи. 1
- Анаксимандр посчитал, что ни один из четырёх элементов (огонь, воздух, вода, земля) не может называться началом. 1 Он ввёл отвлечённое начало — апейрон (или беспредельное), первичную смесь элементов, где они существовали необособленно и неотделимо друг от друга, и из которой они затем выделились. 1
- Гераклит основой мира считал огонь, который то угасает, то вспыхивает. 3 По его мнению, в основе мироздания лежит подвижное, динамическое начало. 3
- Парменид утверждал, что бытие недвижно и едино и представляет собой единство материального и духовного. 3 Человек может рассуждать только о бытии, поскольку познать небытие не в его власти. 3
- Пифагор и представители пифагорейской школы считали, что первоначалом мира является число, и бытие представлено как гармоническое точное целое. 3
- Эмпедокл выдвигал в качестве основы всего сущего четыре элемента, «корни всех вещей». 2 Эти элементы вечны и неизменны, не рождаются и не исчезают. 2 Движимы они силами Любви и Вражды, взаимодействие которых приводит к возникновению из основных элементов путём смешения и разделения конкретных вещей и всего мира. 2