Репрезентативность в неслучайных выборках достигается несколькими способами: 1
- Стихийный отбор. 1 В выборку включаются любые респонденты, ответившие на опрос. 1 Например, к стихийным выборкам относится размещение анкеты в социальных сетях. 1 Размер выборки в этом случае определяется числом ответивших, и её репрезентативность не всегда высока. 1 Качество выборок можно улучшить путём включения в анкеты блокирующих вопросов, отфильтровывающих потенциальных нецелевых респондентов. 1
- Квотированный отбор. 12 Определяются квоты (доли) определённых групп респондентов в выборке. 1 Как правило, количество респондентов в группах пропорционально доле каждой группы в генеральной совокупности. 1 Для каждой группы респонденты отбираются произвольно. 1
- Метод снежного кома. 1 У каждого респондента исследователь просит контакты его знакомых, входящих в целевую аудиторию опроса. 1 Таким образом, сами респонденты участвуют в формировании выборки. 1 Метод эффективен, если исследователю сложно получить доступ к целевой аудитории. 1
- Отбор типичных случаев. 1 Выборка формируется на основе субъективных представлений исследователя о типичном представителе целевой аудитории. 1 Перед проведением исследования определяется портрет типичного потребителя и отбираются респонденты, соответствующие характеристикам этого портрета. 1
Также повысить репрезентативность неслучайной выборки можно путём перевзвешивания характеристик предметной области выборки. 3 Для этого отдельным категориям выборки присваивают поправочные коэффициенты, исчислённые в соответствии с расчётными квотами. 3