Принцип связи обучения с жизнью в преподавании естественных наук предполагает комплексное, систематическое и целенаправленное использование материала, связанного с жизнью, на различных типах и этапах уроков и во внеклассной работе. 25
Некоторые методы, которые помогают соблюдать этот принцип:
- Практические и самостоятельные работы. 2 Например, работа с инструкциями к химическим веществам, используемым в повседневной жизни, анализ жизненных ситуаций. 2
- Познавательные игры. 2 Включают вопросы, связанные с жизнью. 2
- Исследовательский метод. 2 Включает анализ природных и искусственных объектов. 2
- Использование современных информационных технологий. 25
- Взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы. 25 Результаты внеурочной деятельности систематически используются на уроках. 5
При отборе материала, связанного с жизнью, важно учитывать следующие критерии: 25
- соответствие учебной информации теме урока; 25
- учёт знаний и практического опыта учащихся по данной теме; 25
- актуальность и социальная значимость информации; 25
- личностные особенности учащихся: уровни интереса, типы восприятия, тендерные доминанты, соответствие с возможностями учащихся. 25
Реализация принципа связи обучения с жизнью способствует формированию мировоззрения школьников, повышает значимость учебной деятельности, конкретизирует знания и формирует умение применять их на практике. 14