Дистанционное обучение влияет на мотивацию студентов следующим образом:
- Смещение акцента мотивации с внешней на внутреннюю. 1 Преподаватель выступает в роли консультанта и проверяющего, поэтому у него меньше возможности повлиять на мотивацию студентов через меры поощрения и наказания. 1
- Возрастание роли самоанализа и рефлексии. 1 Так как прямые контакты с преподавателем сокращены, во многих учебных действиях студенту приходится оценивать себя самостоятельно. 1
- Отсутствие соревновательного фактора. 1 Из-за отсутствия аудиторных занятий исключается соревнование, которое часто мотивировало обучающихся к решению учебных задач. 1
Для повышения мотивации в условиях дистанционного обучения рекомендуется:
- Обеспечить активную обратную связь. 2 Сообщать обучающимся об успешности выполнения учебных заданий. 2
- Стимулировать интерактивные формы обучения. 3 Например, использовать проектную деятельность, как индивидуальную, так и групповую. 1
- Адаптировать учебный материал в соответствии с выявленными интересами и потребностями студентов. 3
- Поощрять и укреплять интерес к процессу обучения. 3 Использовать примеры, имеющие непосредственное отношение к предшествующим знаниям и личному опыту студентов. 3
- Поддерживать и повышать самооценку студентов, неуверенных в своих силах, создавать возможность для достижения успеха в рамках имеющегося времени и ресурсов. 3
- Подчёркивать активную роль и ответственность студентов за результаты дистанционного обучения, показывать, что успех является результатом их личных усилий. 3