Дактилология (дактильная речь, ручная азбука) помогает в обучении глухих детей несколькими способами:
- Быстрое накопление словаря. 1 Пользуясь дактилологией, дети расчленяют слово на составные части, обозначая каждую из них нужной дактилемой и объединяя их в единое целое. 1 Происходит анализ и синтез слова, необходимые для запоминания речевого материала. 1
- Контроль правильности речи. 1 Движение пальцев руки помогает глухим детям контролировать правильность своей речи. 1
- Овладение чтением и письмом. 1 Говоря дактильно, дети проводят анализ и синтез слова, что составляет основу навыков чтения и письма. 1 Воспринимая с руки (или с таблички) дактилируемое слово, глухие дети учатся читать, но не буквенный, а дактильный шрифт. 1
- Помощь в восприятии нового или недостаточно усвоенного материала. 2 Дактилология подключается в случаях трудностей в восприятии и воспроизведении слов или фраз. 2
- Развитие языковой способности. 2 В процессе общения, включающего не только восприятие школьниками речи, но и её применение, происходит развитие языковой способности. 2
Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих школьников обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения. 1