Цифровые технологии оказали неоднозначное влияние на когнитивные процессы у поколения Z. 1
С одной стороны, они привели к повышению когнитивной нагрузки. 1 Это связано с длительным и беспрерывным зрительным восприятием, высокой концентрацией внимания, быстрым его переключением, частым прерыванием чтения и отвлечением на сопровождающие текст изображения. 1
С другой стороны, в условиях постоянного доступа к информации через поисковые системы и базы данных у поколения Z развивается транзактивная память. 3 В памяти закрепляется не само содержание информации, а алгоритм её получения — путь к ней и место её хранения. 3
Также высокая скорость поиска и переработки информации в интернете приводит к снижению критичности в отношении поступающей информации. 1 Мышление становится фрагментарным и поверхностным. 1
Ещё одна особенность — нарушение концентрации и устойчивости внимания. 3 Под действием больших потоков информации, получаемой с помощью различных технических средств, возникает состояние «непрерывного рассеянного внимания», при котором человек с трудом сосредоточивается на чём-либо длительное время. 3
При этом у представителей поколения Z есть и преимущества: они обладают гибкостью мышления и мобильностью, умеют работать в условиях многозадачности, быстро воспринимают информацию и мгновенно переключаются с одного дела на другое. 5