Чтение иностранной литературы влияет на развитие критического мышления у подростков следующим образом:
- Побуждает к активной речемыслительной деятельности. 1 В процессе чтения иноязычных текстов различной тематики и жанрового разнообразия подростки сталкиваются с необходимостью оценки прочитанного, выбора собственной позиции и определения отношения к читаемому на основе его критического осмысления. 1
- Развивает умения самостоятельно находить нужную информацию. 1 Также подростки учатся анализировать и оценивать степень её достоверности, устанавливать неточности в изложении событий, отличать реальные факты от оценочного мнения пишущего. 1
- Позволяет сформировать непредвзятое мнение о прочитанном. 1 Для критически мыслящего читателя характерно желание сравнить факты, установить их степень достоверности, найти убедительное подтверждение, обнаружить оценочные суждения автора, дойти до сути написанного и определить собственное отношение к событию. 1
Для развития критического мышления при работе с текстом можно использовать, например, приём «Общее-уникальное», который развивает способности к анализу, синтезу и сравнительной оценке. 3 Также полезен приём «Шесть шляп мышления», который упорядочивает процесс мышления и впечатления от прочитанного. 3