Целостный подход в современном образовании направлен на формирование и развитие личности ребёнка в рамках целенаправленного и комплексного педагогического процесса, включающего в себя воспитание, обучение и развитие. 2
Некоторые способы применения целостного подхода:
- Всестороннее развитие личности ребёнка в рамках разнообразных видов деятельности, организованных педагогом. 2 Важно вовлечь всех участников педагогического процесса в деятельность и обеспечить их активное участие. 2
- Развитие личностной активности ребёнка в процессе воспитания и обучения. 2 Достигается путём оказания комплексного педагогического воздействия на ребёнка. 2
- Организация эффективного и всестороннего взаимодействия педагога, детского коллектива и учащихся. 2 Взаимодействие может осуществляться не только в рамках организованного процесса воспитания и обучения, но и вне его (прогулки, совместные походы и т. д.). 2
- Осознание неполноты педагогического процесса и его постепенная наполняемость недостающими элементами. 2 Для этого необходимо определить, каких элементов не достаёт до организации истинно целостного процесса, выяснить структуру и характер элементов, закономерности их расположения в системе. 2
- Использование традиционных дидактических принципов. 2 Опора на принципы осуществляется комплексно, то есть не на один конкретный принцип, а сразу на их совокупность. 2
- Адекватное отображение в целостном педагогическом процессе современных социальных систем. 2 Обусловлено потребностями со стороны общества в воспитании и обучении полноценных членов и граждан страны. 2
Целостный подход предполагает, что образование должно пониматься сквозь призму межличностных отношений, обоюдного человеческого познания и передачи ценностей. 4 В основе образовательного процесса должна лежать противопоставление и связь индивида как с другими, так и с самим собой. 4