Для автоматизации звука [С] в словах со сложной артикуляцией можно использовать следующие методы:
- Артикуляционная гимнастика. 14 Для выработки необходимых движений губ и языка нужно провести серию упражнений, например «Улыбка», «Трубочка», «Двери открываются», «Зайчик». 1
- Использование опорных звуков. 3 Для звука [С] это звуки [И] и [Ф]. 3 Когда ребёнок научится их произносить, можно попросить его произнести звук [И], сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получится свист, напоминающий звук [С]. 3
- Автоматизация звука в словах. 1 Перед произнесением слов ребёнку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук [С] изолированно («с-с-с-с-с-с»). 1 Далее ребёнку предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). 1
- Использование игр. 1 Можно предлагать ребёнку выбирать из картинок те, в названиях которых звук [С] имеется в начале (в середине или в конце) слова, распределять картинки по количеству слогов в словах-названиях, составлять предложения по двум выбранным картинкам и т. д.. 1
При автоматизации звука [С] в словах важно учитывать артикуляторные способности ребёнка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова. 1
Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. 1 Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. 1 Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребёнка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребёнком. 1