Античные философы по-разному понимали единство мира и знания.
Фалес за основу всего существующего принимал воду. 4 По его мнению, именно вода есть материальное первоначало всех вещей: всё возникает из неё и всё в неё превращается. 4Анаксимандр брал за основу неопределённую среду (апейрон), указывая, что это единое материальное первоначало находится в вечном непрерывном движении. 4 По мнению Анаксимандра, из апейрона выделяются противоположности, соединение которых и образует различные качества вещей. 4Анаксимен первоосновой всего существующего считал воздух. 4 Для него это беспредельная и бескачественная основа основ всех вещей, которая может находиться в различных состояниях. 4Гераклит за основу всего существующего брал огонь, считая его единым материальным первовеществом природы. 4 Он развивал мысль о том, что всё в мире находится в процессе вечного движения, что всё течёт, всё изменяется, подчиняясь закономерности, «логосу». 4
Сократ в своём учении обосновывал единство знания и добродетели, познания и бытия. 2 Согласно ему, единым основанием разнообразных добродетелей является знание, постигаемое разумом, ибо «нет ничего сильнее знания». 2
Платон ввёл термин «идея» как предельный для познания идеальный предмет, на основе которого можно рационально рассуждать о возможном горизонте мышления и практики относительно этого предмета. 2 В этом смысле идея есть условие видения и понимания эмпирических предметов, само не являющееся эмпирическим. 2