Для анализа музыкального произведения можно следовать общей схеме: 1
- Указать композитора и название произведения (если есть). 1
- Определить годы создания. 1
- Выявить музыкальный образ (лирический, драматический, эпический и т. д.). 1 Нужно указать, о чём или о ком идёт речь в произведении. 1
- Выявить характер и настроение (задумчивый, спокойный, созерцательный, встревоженный и т. п.). 1
- Указать музыкальный жанр (вокальные: песня, ария, романс, элегия, баллада и т. д.; инструментальные: пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов и т. д.; симфонические: увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма; музыкально-сценические жанры: опера, балет, оперетта, мюзикл). 1
- Описать мелодию. 1 Нужно назвать, какие виды развития мелодической линии встречаются и какую выразительную функцию они несут. 1
- Указать регистр. 1 Регистр бывает низким, средним или высоким. 1 Чем ниже звуки, тем более тёмной, мрачной окраской они обладают. 1 И наоборот: чем звуки выше — тем светлее они звучат. 1
- Описать динамику. 1 Нужно назвать, какая динамика встречается и как она влияет на образное содержание. 1
- Описать штрихи. 1 Это исполнительские приёмы интонирования звуков. 1
Также при целостном анализе музыкального произведения можно задать такие вопросы, как «О чём это произведение?», «Как бы вы его назвали и почему?», «Сколько в нём героев?», «Как они действуют?», «Какими показаны герои?» и другие. 23