Для анализа литературных произведений на уроках литературы можно использовать следующие приёмы:
- Комментарий. vk.com Восстанавливает в глазах учеников реальную действительность, изображённую писателем, и проясняет его намерения. vk.com
- Изучение композиции. vk.com Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста. vk.com
- Наблюдения над стилем писателя. vk.com Нахождение и оправдание эпитетов или глаголов действия позволяет ученикам заметить тонкость и мотивированность художественной организации произведения. vk.com
- Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде — героя с прототипом. vk.com Это обнаруживает авторские намерения и показывает, как писатель «заострил» жизненный материал. vk.com
- Сопоставление разных редакций, вариантов текста для выявления развития авторской мысли в процессе создания произведения. vk.com
- Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя. vk.com Этот приём анализа может быть применён в разных целях. vk.com
- Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т. д.). vk.com
Также можно использовать приёмы, которые активизируют сотворчество читателя: vk.com
- Выразительное чтение. vk.com Оно обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. vk.com
- Рассказывание. vk.com В процессе подготовки к нему ученики заново переживают и осваивают события произведения. vk.com
- Устное словесное рисование. vk.com Читатель, опираясь на образы, созданные писателем, детализирует своё видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. vk.com
- Составление киносценария. vk.com В ходе этого приёма дети не только учатся понимать язык кино, но глубже и пристальнее всматриваются в литературный текст. vk.com
- Инсценирование. vk.com Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам изучаемого произведения побуждает учеников к творческому «претворению» литературных образов, развивает воображение и сопереживание. spravochnick.ru
Выбор приёмов анализа зависит от целей и задач урока, а также от уровня развития учащихся.