Анализаторные системы мозга влияют на формирование письменных навыков через взаимодействие, каждая из которых обеспечивает нормальное протекание определённого звена в структуре письма. 2
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. 2 Некоторые аспекты влияния анализаторных систем на формирование письменных навыков:
- Переработка слуховой информации. 3 Письмо под диктовку начинается с восприятия вербальной информации на слух. 3 Затем нужно соотнести звучание слова или фразы с их значением, запомнить продиктованное слово или фразу, определить количество и последовательность звуков. 3
- Переработка зрительно-пространственной информации. 3 Ведущая роль здесь отводится правому полушарию головного мозга. 3 Оно используется для ориентировки на листе бумаги, поддержания строки, одинакового размера и наклона букв. 3 Вместе левое и правое полушария отвечают за пространственную ориентацию букв и их элементов. 3
- Серийная организация графических движений. 3 Процесс написания слова предполагает программирование серии сложных, тонких движений руки, плавно переходящих друг в друга и образующих сложную «кинетическую мелодию». 3
- Программирование, регуляция и контроль. 3 Письмо, являясь сложным психическим процессом, требует планирования, составления, удержания программы действий и контроля за её выполнением. 3
Таким образом, взаимодействие анализаторных систем обеспечивает письмо как с точки зрения скорости и точности восприятия знаков, так и с точки зрения адекватного понимания значения этих знаков. 1