Агностицизм и гносеологический оптимизм по-разному отразились в философии Просвещения.
Агностицизм отрицал возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы, общества и человека. 12 В Новое время агностицизм был характерен для философии Беркли, Юма и Канта. 1 Например, Кант утверждал, что познающий субъект не может выйти за границы чувственного опыта и за пределы мира интеллигибельных объектов. 1 По его мнению, познаваемы «явления», а «вещи в себе» — не познаваемы. 1
Гносеологический оптимизм, в свою очередь, предполагал, что мир материальных систем познаваем, и не ограничивался познанием чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями. 1 Позиции гносеологического оптимизма отстаивали такие мыслители, как Демокрит и Платон. 1 В эпоху Просвещения представители этой позиции были убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека. 3 Например, Гельвеций заявлял: «Не существует ничего, чего люди не могли бы понять». 3
Таким образом, агностицизм фокусировался на невозможности достоверного познания, в то время как гносеологический оптимизм подчеркивал неограниченные возможности человеческого познания.