При адаптации учебных материалов для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывают индивидуальные особенности каждого человека. solncesvet.ru
Некоторые способы адаптации:
- Упрощение инструкции к заданию. www.teacherjournal.ru Например, вместо «Найди значение выражения. Где нужно, реши более лёгким способом» пишут просто «Реши примеры». www.teacherjournal.ru
- Индивидуализация стимульных материалов. www.teacherjournal.ru Используют особые интересы учеников при подготовке адаптированных заданий. www.teacherjournal.ru Например, задачу решают не на счётных палочках, а на игрушечных машинках из мультфильма, или читают предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев любимого мультфильма. www.teacherjournal.ru
- Минимизация двойных требований. www.teacherjournal.ru Выделяют главную цель обучения и исключают дополнительные требования. www.teacherjournal.ru Например, вместо требования решить задачу и записать тетрадь, оставляют только решение задачи. www.teacherjournal.ru
- Дополнительная визуализация. www.teacherjournal.ru Этот приём позволяет лучше понять содержание задания. www.teacherjournal.ru Например, при возникновении трудностей понимания условий математических задач используют не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию. www.teacherjournal.ru
- Сокращение объёма заданий при сохранении уровня их сложности. www.teacherjournal.ru У детей с ОВЗ часто отмечается замедленный темп работы. www.teacherjournal.ru Например, при изучении новых типов математических примеров ученик выполняет не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка. www.teacherjournal.ru
Также для адаптации используют технологические инструменты: компьютерные программы и приложения с адаптированным контентом, электронные учебники, интерактивные доски. solncesvet.ru
Для разных типов ОВЗ применяют специфические подходы: например, для детей с задержкой умственного развития — специальные программы с упрощённым языком и доступным форматом, для детей с аутизмом — структурированные уроки с чёткой последовательностью действий. solncesvet.ru