Для обучения лексике и структурам речи с использованием игрушек можно проводить следующие игры и упражнения:
- «Назови лишнее слово». 1 Взрослый раскладывает в определённом порядке знакомые детям и новые игрушки и просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. 1
- «Расставь игрушки правильно». 13 Взрослый называет 3–4 игрушки, а ребёнок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он расставил. 1
- «Назови, какая? (из чего сделана?)». 1 Взрослый предлагает детям от 4 лет назвать, какая игрушка из резины — резиновая, из железа — железная и так далее. 1
- «Чей? Чья?». 1 На столе расставлены игрушки, педагог обращается к детям: «Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина». 1 Затем предлагает детям узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на вопрос педагога. 1
- «Отгадалка». 5 Взрослый с помощью игрушки показывает 3–4 действия подряд, а ребёнок должен это запомнить, потом повторить и назвать каждое действие. 5
- «Зеркало». 5 Эта игра для более старших детей развивает внимание, память и словарный запас. 5 Взрослый с помощью игрушки показывает 3–4 действия подряд, а ребёнок должен это запомнить, потом повторить и назвать каждое действие. 5
Для занятий нужно использовать новые или чем-то обновлённые знакомые игрушки, чтобы вызвать у ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке и речевую реакцию. 4