Шахматы повлияли на развитие искусственного интеллекта (ИИ) как удобный объект исследований. 2 Игра проста по структуре, подчинена основной задаче (поставить мат противнику) и не допускает вольной трактовки правил, поэтому классифицируется как «логическая». 2
На шахматах испытывались многие направления ИИ, например, методики оптимизации перебора, логическое программирование, распознавание образов и экспертные системы. 2
Некоторые примеры влияния шахмат на развитие ИИ:
- Разработка программы «Каисса». 3 В 1974 году советская программа одержала победу на первом чемпионате мира по шахматам среди компьютерных программ. 3 Для учёных этот успех стал значимым шагом вперёд в области ИИ и открыл новые горизонты для вычислительной техники. 3
- Создание системы AlphaZero. 4 В 2017 году структура Google DeepMind выпустила систему, которой нужны были только правила игры. 4 Затем она начала играть против себя и обучаться в процессе. 4
- Исследование Тома Захави. 1 Учёный разработал метод, объединяющий до 10 различных систем ИИ, каждая из которых оптимизирована под разные стратегии игры. 1 Такой подход позволил создать систему, которая справлялась с головоломками лучше, чем AlphaZero. 1
Таким образом, шахматы послужили полигоном для испытаний ИИ, а сами игры с их упором на логику и простором для математических решений стали идеальным полем для искусственного интеллекта с его точностью и прагматичностью. 2