Консонтанные кластеры (стечение согласных) могут влиять на изучение языка и произношение следующим образом:
- В некоторых языках кластеры согласных отсутствуют, например, в гавайском и большинстве малайско-полинезийских языков. 2 Это может затруднять изучение языка, так как в нём отсутствуют привычные сочетания согласных. 1
- В других языках кластеры согласных встречаются часто, например, в грузинском, где распространены последовательности из четырёх, пяти или шести согласных. 2 В таких языках встречаются и более длинные кластеры, например, с восемью согласными. 2
- Длинные кластеры (четыре и более согласных подряд) могут нарушать благозвучие речи. 24 Например, в русском языке длинные кластеры, по мнению М. В. Ломоносова, «запинают язык». 24
Чтобы облегчить произношение слов с кластерами, носители языка используют различные приёмы: выпадение звуков, замену одного звука другим, подстраивание звуков друг под друга. 3
Таким образом, наличие или отсутствие кластеров согласных, их длина и другие особенности влияют на сложность изучения языка и произношения.