Вопросы могут использоваться для стимулирования критического мышления, так как процесс задавания вопросов помогает осознать проблему, определить причины и следствия, выявить альтернативные точки зрения и формировать логичные выводы. 5
Некоторые типы вопросов, которые могут способствовать развитию критического мышления:
- Сократовские вопросы. 1 Это серия последовательных, логически выстроенных вопросов, которые побуждают собеседника критически оценить свои убеждения и аргументы. 1 Например: «Что вы имеете в виду, когда говорите…?», «Почему вы считаете, что это верно?», «Какие у вас есть доказательства этого утверждения?» и так далее. 1
- Гипотетические вопросы. 1 Они стимулируют творческое мышление и исследование новых возможностей. 1 Такие вопросы начинаются с фраз «Что, если…?», «Представьте, что…» или «Допустим…». 1
- Объясняющие (интерпретационные) вопросы. 34 Обычно они начинаются со слов «Почему…», «Зачем…», «Каким образом…», «Каковы ваши предположения…» и так далее. 4 Такие вопросы требуют развёрнутого ответа в свободной форме, позволяют выяснить, как человек мыслит, какие смыслы вкладывает в предмет изучения или обсуждения. 4
- Оценочные вопросы. 3 Они направлены на осознание собеседником своего отношения к некоторому явлению или факту. 3 Такие вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. 3
- Практические вопросы. 3 Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. 3
- Творческие вопросы. 3 Они направлены на развитие творческого мышления, умения вжиться в роль другого, стремления находить новое применение известным вещам и так далее. 3